Казахстан, страна, известная своими богатыми ресурсами нефти и металлов, теперь намечает амбициозные планы по вхождению на рынок калийных удобрений. Это предприятие может оказать давление на «Беларуськалий», особенно с точки зрения конкуренции за долю на китайском рынке.
Недавно стало известно о представлении премьер-министру Казахстана проекта создания первого в стране завода по добыче и переработке калийных солей с производственной мощностью 6 миллионов тонн в год, в которое планируется вложить около 2,4 миллиарда долларов. Проект разворачивается поэтапно до 2035 года и предусматривает создание около 4 тысяч рабочих мест.
Этот шаг позволит Казахстану сформировать полный комплекс производства всех ключевых видов минеральных удобрений, заявив о себе как о одном из лидеров в данной области на мировом уровне.
Страна уже длительное время анонсирует намерения разработать свои калийные месторождения, общие запасы которых оцениваются в 621 миллион тонн. В 2014 году в качестве потенциального инвестора проекта упоминался Китай с обещанием инвестиций в размере 3,8 миллиарда долларов для разработки месторождений и производства удобрений.
Попытки привлечь иностранные инвестиции продолжались, однако при попытке перехода к фазе добычи возникли разногласия с местным населением, а также технические и налоговые сложности, в результате чего контракты были расторгнуты. Теперь новый инвестор, Qazaq Kalium под руководством Нурлана Артыкбаева, начинает новый этап в освоении калийных ресурсов страны.
Если Казахстану удастся реализовать свои планы, это значительно увеличит конкуренцию для «Беларуськалия», учитывая, что основная часть производимой продукции планируется экспортировать за пределы страны, внося вклад в увеличение экспортных доходов Казахстана.
«Беларуськалий», в свою очередь, также стремится увеличить производственные мощности до 17 миллионов тонн в год, акцентируя внимание на развитии новых горно-обогатительных комплексов.
Китай, являющийся крупнейшим покупателем белорусских удобрений, сыграет ключевую роль и для Казахстана, особенно учитывая географическую близость и потенциальное удобство логистики.